«У вашего ребенка явное девиантное поведение!»- такой фразой встречают школьные психологи родителей некоторых учеников. Согласитесь, не самая приятная информация для взрослого.

Дальше следует подробный рассказ о «выходках» отпрыска, показ его тестов, рисунков, и, в заключении, психологом дается целый ряд рекомендаций, обязательных для исполнения. Причем, как правило, все это носит строго обязательный характер и делается исключительно для блага ребенка и в его интересах. Если вы попали в такую ситуацию, не поленитесь спросить у психолога, в чем именно он усмотрел «отклоняющееся поведение», что он сам принимает за норму, какие правила поведения детей он считает нормой. Помните, что все тесты и обследования носят информационный характер. На их основании можно делать заключение о состоянии ребенка только «здесь и сейчас». Для того чтобы говорить о девиантном поведении ребенка необходимо долго и кропотливо работать с ним.
Так что же такое «девиантное поведение? Обратимся с этим вопросом к энциклопедическому словарю, где написано, что это не что иное, как поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм. С этим вроде все понятно! Далее следует конкретизация «…в определенных сообществах в определенный период их развития». Хорошее дополнение. Пожалуй с его и начнем.

Мир меняется стремительно. Согласитесь, что то, что было общепринято в пятидесятые годы двадцатого века, сейчас кажется смешным и наивным. Каждое новое поколение приносит в мир свое понимание нормы. Раньше запрещали джаз, но были люди, которые слушали его тайком. После, он стал нормой. Потом был вне нормы рок, однако со временем и он превратился в музыку на которой выросли целые поколения, вполне адекватных, нормальных людей. Сейчас молодые люди интересуются рэпом, электронной музыкой, другой ерундой- всем, что было вне нормы в конце 20 века. В некоторых странах на законодательном уровне разрешается употребление легких наркотиков, вступление в однополые браки. Поэтому говорить о том, что хорошо в конкретном месте и в конкретное время – бессмысленно.

Вполне относительно и понятие нормы. Границы ее расплывчаты и практически не определимы. Является ли нормой ребенок «отличник»? Если «да», то получается, все «хорошисты» уже являются отклонениями. Одаренные дети так же –отклонение от общепринятой нормы. Уверенна, что школьные психологи, за редким исключением, не имеют возможности четко формулировать понятие «девиации».
Самой неприятной и действительно опасной для ребенка и родителя является, так называемая «преступная девиация», то есть противоправное поведение. Но и здесь есть одно «но». Мы не можем говорить о преступном поведении ребенка, если он совершил правонарушение или преступление один раз. Нет гарантий, что совершенное не было стечение обстоятельств, дурным влиянием приятелей, попыткой казаться взрослее. Да мало ли что! Только в случае систематичности, осознанности совершения преступлений или правонарушений нужно начинать серьезно работать с ребенком. Считается, что гениальность – одна из форм девиантного поведения.

Так что если ваш ребенок одевается не так как принято в школе, проколол на своем теле, все что только можно, увлекается «дурацкой» музыкой или пытается создать машину времени – совсем не значит, что он выбился «из строя». Возможно, он возглавляет его, создавая новые понятия «нормы».