Мама, Купи! – рано или поздно начинает говорить малыш, потом он растёт и «купи» заменяется фразой «дай денег». Когда ребёнок становится подростком, учить его экономии поздновато. А годовалого кроху, вроде бы, рановато. Как же сделать всё правильно и вовремя?
Понятно, что совсем маленькому ребёнку ничего не пояснишь. Его можно отвлечь, сказать «потом купим» купить что – то подешевле, увести вопящее чадо силой – каждая мама выкручивается как может. Но время идёт, а деточка растёт.
Лично мой совет, начинать с ребёнком учить понятия «мало» – «много», «можно»-«нельзя» ещё до трёх лет. С трёх до пяти – тоже не стоит грузить дитя проблемами. Можно просто начинать играть с ним в магазин. Просто берём, к примеру, цветные бумажечки и назначаем цены 5 красненьких или 3 красненьких и одна беленькая бумажка. При этом поясняем, что бумажки нужно заработать на работе, а дорисовывать нельзя. Конечно, он сперва покупает, потом «зарабатывает», потом снова покупает. Но общее количество «валюты» остаётся в игре постоянным, а ребёнку, по ходу игры, подсказываем, как копить на дорогие покупки, как отличить необходимое от второстепенного.
Так же хорошо брать ребёнка с собой магазин. Показывая сколько нужных и полезных вещей можно купить на сумму, равную стоимости игрушки (если она дорогая). Ну и конечно, ставим выбор: Если мы сегодня купим машинку, то ты три дня не получишь мороженное/конфету/жвачку/чипсы/шоколадку. К шести годам можно доверять ребёнку покупку хлеба и молока, позволяя оставлять сдачу себе. Можно не всю сдачу, а только мелочь. Второкласснику можно давать деньги на завтраки. Кто – то даёт на день, кто – то на неделю. Я советую, в любом случае, давать с запасом. Пусть копит на баловство или каждый день покупает себе приятную мелочь. Но покупки ребёнка необходимо контролировать и обсуждать, давая оценку его тратам, поясняя, почему вы какие – то покупки одобряете, а другие – нет, а так же, школьникам необходимо говорить, если семья входит в «режим экономии» и траты на приятные мелочи сокращаются.
А вот подростка можно и нужно поощрять за стремление заработать самостоятельно, можно обсудить с ним варианты посильной, для него работы, например, на лето или на каникулы. Конечно, придётся следить, чтобы работа не шла в ущерб учёбе и не была связана с криминалом. Всё же дети такие дети. Но ребёнок, который с детства чувствует ваши внимание и поддержку не будет пасовать перед финансовыми проблемами, а научится их решать. Не исключено, что куда эффективнее своих родителей.
Теперь поездка на дачу не будет каторгой для ребенка.
И напоследок, три простых шага, чтобы стало легче жить в кризис:
- Перестаньте сами нагнетать панику! Тревожные мысли замените конструктивными вопросами:Каковы позитивные моменты в сложившейся ситуации? Чего я хочу? Как я могу этого добиться? Кто мне может помочь?
- Объясните ребенку, что кризис — это нормальный ход жизни. В период кризиса совершаются перемены, появляются новые возможности. Надо только проявить смелость и креативность.
- Подумайте, какие эмоции на самом деле хочет ощутить ваш ребенок, когда что – то просит. Возможно, удовлетворить его потребность можно, не тратя баснословные деньги.