С появлением второго малыша в семье, у старшего ребенка появляется друг и одновременно конкурент. Проблем не избежать!
Маленький, но не беззащитный
К младшим детям родители обычно относятся более снисходительно, нежели к старшим. Выделяя ребенка как маленького, мы даем ему повод пользоваться особыми привилегиями. Ведь они такие славные, беззащитные, ну, прямо невинное сокровище. А так ли это на самом деле?
Часто можно наблюдать сцену, когда младший ребенок, прибегая в слезах, рассказывает животрепещущий рассказ, о том, что старший брат или сестра у него несправедливо отняли игрушку, наорали и рукоприкладством не побрезговали. Родители тут же, всей правдой неправдой, стремятся восстановить справедливость. И вместо того чтобы выслушать рассказ и второго ребенка, начинают зачитывать ему долгий, нудный монолог. И вот, уже в который раз, ему приходится выслушивать нравоучения, что он (она) уже большой, и ему должно быть стыдно, обижать младших. Малышам нужно уступать, ведь они маленькие и беззащитные и т.д. и т.д. А малыш, смотрит на маму невинными глазами, добившись предсказуемого результата. Знакомая картина, не так ли?
Смотря на пухленького карапузика взрослым трудно представить, что возможно, он не такой уж и безобидный.
Передел территории, конфликт неизбежен
С появлением на свет, второму ребенку приходится отвоевывать себе место. Начинается, как бы, передел территории, борьба за игрушки, за мамино внимание. Конфликт неизбежен, ведь отвоевывать приходится у старшего ребенка, первенца. И тут идут в ход все методы: капризы, истерики, манипулирование родителями. Манипулирование, как один из основных способов добиться желаемого. Маленький ребенок еще не понимает, что можно, а чего делать нельзя, где его территория, а где уже нет. Ему кажется, что это все должно принадлежать ему одному. В свою очередь, первенец пытается сохранить уже имеющее.
Взрослым трудно понять, что старший ребенок тоже воспитывает малыша. Запрещая вторгаться на свою территорию, он как бы учит его «Не трогай, чужое!».
У детей свои методы воспитания
Наказывая и отчитывая старшего ребенка, родители принижают его авторитет в глазах младшего. В итоге, он исключается из категории «воспитатель» и переходит в категорию «конкурент». А он ведь старше, он не может и не должен быть конкурентом. Он взрослее, а значит опытнее, больше знает, может чему – то научить. Какой же он конкурент?
У детей свои методы воспитания, и порой, если не вмешиваться, они прекрасно начинают ладить. Задача родителей настроить детей на конструктивный диалог. Старший ребенок умный и ответственный, младший – слушается старшего. Тем самым, мы прививаем чувство уважения к взрослым, старшим по возрасту. Не стоит малыша ставить в особое положение, отдавая ему все лучшее. Старший ребенок не должен идти на уступки второго, потакая любому капризу малыша. Это младший по возрасту должен слушаться старшего. И это правильно. Иерархия в семье – это естественно.
Иерархия – природное явление, благодаря которому существуют многие виды сообществ животных. Так почему же мы не доверяем воспитание младших детей своим старшим детям?