Казалось бы, самое время, чтобы малыш начал говорить слова, но он все еще издает невнятные звуки, а то и вовсе молчит. Как же быть в подобной ситуации? Стоит ли сразу бить тревогу или стоит немного подождать?

Следует учитывать, что у человека есть активный и пассивный словарный запас. Активным запасом человек располагает ежедневно – это около ста наиболее часто употребляемых слов. Формирование речи начинается в возрасте 9 месяцев и длится до 3 лет. Для того чтобы начать говорить, ребенку не нужно обладать большим словарным запасов. На этом этапе достаточно лишь повторения за родителями. Это, в свою, очередь требует от родителей четкой и внятной речи при обращении к ребенку, чтобы он мог без труда отделять одно слово от другого.

Наверное, самой сложной задачей в обучении ребенка правильному выговору является тренировка произношения буквы «Р». Рассмотрим несколько основных моментов для достижения этой цели.

Прежде всего, нужно привлечь внимание ребенка, так как важно, чтобы он усваивал от вас правильную артикуляцию – то, как выговариваются слова. Начните с простых слов, проговаривайте их перед ребенком по слогам. Незаменимы в таком обучении и простые детские книжки. При чтении можно обсудить с ребенком, что изображено на той или иной картинке, пускай он сам назовет героев или цвета. Для быстрого и гармоничного развития речи у ребенка достаточно уделять таким занятия даже полчаса в день.

Дети учатся говорить благодаря многократным повторениям. Кроме того, малыши очень любят подражать взрослым. Например, они видят, как мама варит суп и в своих играх начинают повторять такой процесс. Спросите их, что они делают, прокомментируйте, как это действие называется. Выбирайте короткие предложения, которые будут повторяться достаточно часто, например, «Давай наденем ботиночки, чтобы пойти гулять», «Суп кушают ложкой» и т. д. Нельзя забывать и о поощрении любых детских попыток. Поддержите малыша в его начинаниях, поправьте и повторите для него еще раз правильное произношение. Именно похвала и радость родителей побуждает ребенка к изучению новых слов и объединения их в предложения.

Что же делать, если малыш начинает говорить, только если у него есть положительный настрой? Создайте ему соответствующую веселую и непринужденную обстановку. Старайтесь при разговоре со своим дитятей не задавать односложных вопросов, на которые можно сразу ответить «да» или «нет». Также поможет мотивирование его к достижению цели. Например, во время игры можно отодвинуть игрушку, чтобы ребенок не мог самостоятельно к ней дотянуться. Это побудит его попросить вас передать ему желанный предмет. Также как игры-одевалки помогают научиться одевать малышей.

Доказано положительное влияние музыкальных занятий в формировании правильной и грамотной речи. Выучите с ребенком стишок и расскажите его вместе, используя хлопки или незатейливую мелодию. Такое занятие поможет и в развитии слухо-моторной координации.

Будьте внимательны, терпеливы и заботливы в общении с ребенком и вместе у вас все получится!