Период привыкания к садику у кого-то бывает легким, а у кого-то очень болезненным. Психологи утверждают: поведение ребенка в первые дни посещения садика – лишь вершина айсберга. Его психика и организм в целом в это время находятся на грани стресса. Если у ребенка нет истерик (выразительность стресса минимальна), вы вскоре забудете о негативных моментах адаптационного периода, если же стресс овладел ребенком – ждите болезни.

Болезнь – это не сквозняки и инфекции, а следствие адаптации. Детские болезни и их лечение – это продолжительный процесс, который вызван еще и психологическими переживаниями ребенка. Так детский организм борется с переживаниями и тревогами. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень плачут и капризничают, не выражают слезами и словами свое нежелание идти в садик. Они не хотят огорчать родителей. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям „отдых”: ребенок болеет и остается дома.

В период адаптации бывает, что ребенок с удовольствием ходит в садик несколько дней, и вдруг – его будто бы подменили. Слезы и истерика – по любому поводу, потеряны все навыки самообслуживания, опять намокают штанишки, перестал говорить предложениями и даже забыл, как пользоваться ложкой. Такое явление в психологии называется регрессом. Так реагирует на стресс любой человек, даже самый маленький. Кроме того, ребенок становится нервным и пугливым, а главное – наотрез отказывается ходить в детский сад.

В адаптационном периоде всегда присутствует страх. Его провоцируют незнакомые дети, новая обстановка, чужие взрослые, которых отныне нужно слушаться, боязнь совершить проступок, за которым последует наказание. И наконец, страх того, что о нем забудут и за ним не придут.

Как можно облегчить малышу период привыкания к садику? Вот несколько советов психолога:

  • не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы, связанные с детским садиком и тревожащие вас;
  • не выражайте при нем свое волнение и неуверенность;
  • постоянно настраивайте ребенка на позитивное восприятие детского сада (в сад ходят только взрослые дети, там есть близкие друзья, сегодня будут твои любимые занятия по рисованию, а завтра к вам приезжает кукольный театр и т.д.);
  • не используйте садик в качестве угрозы или наказания за плохое поведение;
  • планируйте свое время так, чтобы в первое время ребенок не оставался в саду больше двух-трех часов;
  • в выходные дни пытайтесь придерживаться дома такого же режима, как в детском саду.

Психологи уверены: дети, которые посещают детский садик, быстрее развиваются, а физически и психологически устойчивее, нежели их сверстники, «растущие» дома.